Год памяти и славы

21-01-2020, 20:35

На основании Указа Президента Российской Федерации от 08 июля 2019 года №327 2020 год объявлен Годом памяти и славы в России.Планы основных мероприятий 2020 года, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., во Второй мировой войне.


В год Великой Победы на нашем сайте вы можете ознакомиться с интересными подробностями создания песен и стихов того времени, фактами военных событий, моментами жизни людей, принимавших непосредственное участие в войне.
Песня помогала жить и побеждать!
Великая Отечественная война стала самым суровым испытанием для нашего народа. Победа ковалась на фронтах и в тылу нашей огромной страны. Все – от мала до велика – вносили свой посильный вклад для отпора захватчикам. Вместе с солдатами на фронте и рабочими в тылу в строй встала... и песня. Песни, рожденные в пламени военного времени, – бессмертные герои и свидетели той Великой войны.  Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам. А у каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.
 Наряду с широкоизвестными песнями существуют и другие, не менее прекрасные песни, которые сегодня звучат незаслуженно редко. Мы предлагаем вам послушать одну малоизвестную песню «Давно мы дома не были». После Победы текст немного изменили: Германия из «проклятой стороны» стала «далёкой». Исполняет один из главных дуэтов эпохи — Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев. Песня «родилась» с помощью замечательного композитора Соловьева-Седого и не менее замечательного поэта Фатьянова. Возможно, в несколько других условиях «рождение» могло и не состояться, но то, что они находились в долгой дороге, колеся весной 1945 года по Прибалтике и Восточной Пруссии в трофейном автобусе и выступая перед бойцами действующей армии с концертами,  сыграло определенную роль в создании песни. Именно в ходе поездки и состоялось рождение песни «Давно мы дома не были», которую потом исполнили два Владимира: Бунчиков (баритон) и Нечаев (тенор) и, наверное, именно с их исполнения данная песня получила свою популярность. Но первый исполнитель, Ефрем Флакс, исполнял её под аккомпанемент аккордеона, что  совсем не принижает душевность исполнения. Если представить бойцов, которые с замиранием сердца слушают песню, вспоминая родные края, дом, где они не были очень давно, любимую, которую так давно не видели, мать, отца, в общем, все то, что называется родиной. И аккордеонист, перебирающий клавиши инструмента и голос певца, плывущий над людьми. И, кажется, что уже нет войны. И особо остро чувствуется весна...
                                 

Как известно, первая улица нашего города изначально носила имя Береговой, затем Алексеевской, а только в 20 веке была названа в честь поэта Шевченко. Именно вдоль этой старейшей улицы расположен наш парк им. Муравьева-Амурского, ведущий свою историю со второй половины 19 века. Хабаровск рос,развивался, обрастал новыми улицами, названными в честь писателей и революционных деятелей, героев гражданской войны. Настало нелегкое время Великой Отечественной войны. И хоть боевые действия не затронули наш город, память о героях этой войны, имена которых связаны с нашим городом, запечатлелась в названиях хабаровских улиц. В преддверии юбилея Великой Победы вместе с вами мы вспомним о них. Начнем по порядку. 
Имена героев Великой Отечественной войны, проживавших или служивших на Дальнем Востоке или в Хабаровске, стали даваться городским улицам в связи с круглыми датами, начиная с 1960-х годов.

В честь 20-летия Победы, в 1965 году две улицы Хабаровска получили новые имена: в честь героев Советского Союза Бондаря и Голубкова. Эти имена и сейчас на карте Хабаровска. Давайте сегодня поговорим о первом герое.
Георгий Герасимович Бондарь родился 1910г. на Украине. В 1914 г. его семья переехала на Дальнем Восток. В 1933 г. после окончания Благовещенского строительного техникума был призван в ряды Советской Армии. Служил на Дальнем Востоке. После демобилизации работал на стройках г. Хабаровска техником, начальником участка: возводил жилые дома, школы, больницы, магазины.В 1942 году Хабаровским горвоенкоматом призван в советскую армию. В 1943 году окончил Хабаровское военное пулемётно-миномётное училище и направлен в действующую армию, в 309-ю стрелковую дивизию.
Командир минометного взвода 957-го стрелкового 309-й стрелковой дивизии младший лейтенант Бондарь отличился 25 сентября 1943 года при форсировании Днепра. Получив серьезное ранение, продолжал командовать расчетом и удерживать рубеж до конца. Звание Героя Советского Союза присвоено ему 23 октября 1943 года. Отличился Георгий Герасимович Бондарь и при форсировании реки Десны в августе 1944 года. В награду получил от командования отпуск, побывал в Хабаровске, выступил на радио с рассказом о том, как фронтовики-дальневосточники бьют фашистов.
В феврале 1945 года участвовал в Нижнесилезской наступательной операции (8-24 февраля). К 24 февраля войска армии вышли к реке Нейсе на границе с Германией. В дальнейшем Г. Г. Бондарь участвовал в боях по уничтожению окружённой группировки противника в Бреслау. 3 апреля 1945 года, выполняя задание по разминированию виадука, по которому советские танки должны были прорываться в Бреслау, командир миномётной роты 959-го стрелкового полка старший лейтенант Г. Г. Бондарь погиб. Был похоронен на офицерском кладбище в Бреслау, позже перезахоронен на Кутузовском мемориальном кладбище, которое находится в польском Болеславце. Память о Георгии Герасимовиче хранит улица его имени и мемориальная доска на одном из домов ул. Бондаря, а также в его честь названа школа.

Песня  «Я як истребитель» В. Высоцкого 
 В  светлый праздник, в День Победы, конечно, отовсюду будут звучать любимые всеми песни военных лет, которые прошли всю войну и по-прежнему так волнуют душу. В память о солдатах той страшной войны, вернувшихся домой и погибших на ней, и после войны появлялись и продолжают появляться все новые и новые песни. Особняком в ряду послевоенных песен о войне стоят песни, написанные Владимиром Высоцким. Владимир Семенович родился в 1938 году и не был на войне, но фронтовики, услышав его песни, отказывались верить тому, что Высоцкий не воевал. Они были уверены, что такие проникновенные стихи мог написать лишь человек, лично прошедший через войну и видевший всё это своими глазами. Настолько они были жизненные и правдивые, без всякого глянца.
 Одной из самых мощных и любимых многими песен в военном творчестве Высоцкого - Песня самолёта-истребителя» (она же «Як-истребитель», она же «Смерть истребителя в 13-ти заходах») была написана весной 1968 года вместе с «Песней лётчика». Позже Высоцкий объединит их в дилогию и обычно будет исполнять на концертах вместе. 
   В. Высоцкий: «Это две песни об одном и том же воздушном бое. Первая поётся от имени лётчика, а вторая от имени самолёта». В «Яке-истребителе» проявилось одно из ключевых качеств Высоцкого - умение убедительно вживаться в чужую роль - будь это военный лётчик или ведомая им механическая машина. Эдуард Володарский рассказывал о том, как знакомые лётчики убеждали его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А Марк Цыбульский вспоминал, какое впечатление песня произвела на одного ветерана Великой Отечественной, который признался певцу: «Володя, ты вроде как со мной в кабине сидел». В этих песнях проявилось одно из ключевых качеств Высоцкого - умение убедительно вживаться в чужую роль - будь это военный лётчик, или ведомая им механическая машина. Эдуард Володарский рассказывал о том, как знакомые лётчики убеждали его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А Марк Цыбульский вспоминал, какое впечатление песня произвела на одного ветерана Великой Отечественной, который признался певцу: «Володя, ты вроде как со мной в кабине сидел». Смысл этой - достаточно аллегоричной - песни вызывал различные трактовки. Самолет в данном случае — живой, он  — личность. Он не агрессор, он защищает родные хаты. Истребитель устал воевать и хочет мира, но иногда  мир достигается именно вооружённым противостоянием. Владимир Семёнович настолько мастерски исполнял эту песню, что зритель мог услышать рёв пикирующего бомбардировщика. 
    Давайте послушаем эту песню и отдадим дань уважения и великому гению Высоцкому и летчикам-асам, героям Великой Отечественной войны, на примере которых воспитывалось не одно поколение в нашей стране. 
   Попков Виталий Иванович, Скоморохов Николай Михайлович, Гулаев Николай Дмитриевич, Покрышкин Александр Иванович, Речкалов Григорий Андреевич, Кожедуб Иван Никитович и многие, многие другие.



      Мы продолжаем прогулку по улицам нашего города, посвящённым героям Великой Отечественной войны.  Улица Голубкова в Краснофлотском районе Хабаровска расположена недалеко от Амура. А тот, чье имя носит улица в 1940 году был призван на службу в плавучую зенитную батарею Амурской флотилии. Родился Николай Голубков в 1920 г. в башкирской деревеньке Дмитриевке. Нелегкую, полную лишений и невзгод жизнь испытал на себе Николай в юности. Но он оказался сильнее обстоятельств, выстоял, не потерял себя, а в момент испытания оказался на высоте, называемой подвигом.
Флотская служба не из легких. Однако Николай не испытывал особых трудностей, привыкшему к труду парню флотская наука давалась – что устройство корабля, что все виды вооружения, что ответственные вахты. Даже присущие только флоту термины довольно быстро выучил.
 
А еще он был запевалой, тем самым человеком, кто заряжает матросов энергией, кто не дает повесить нос.  С началом войны командование флотом завалили заявлениями с просьбами (нередко – с требованиями) отправить на фронт.  Флотилию же оголять нельзя – под боком японцы. За не такую уж продолжительную службу Н. Н. Голубков стал машинистом, артиллеристом и сигнальщиком. Такое совмещение профессий незаменимо в условиях боевых действий… 
И настал он, час испытания амурских моряков! Долго они находились в состоянии постоянного напряжения, ежедневно совершенствовали воинское мастерство, не теряли бдительности. Война с фашистами победоносно завершилась. Амурская флотилия вместе с мирным населением торжественно отметила Победу. Н. Голубков был в составе делегации моряков на городском митинге в г. Хабаровске и торжественном шествии воинов. 
Фашисты вместе с союзниками разбиты, а японцы воинского пыла не утратили, опасность представляют огромную. 6-миллионная японская армия готова по первому сигналу ринуться на наши рубежи. 8 августа Советское правительство решило нанести упреждающий удар. Корабли амурской флотилии включились в боевые действия в первый же день войны. И первые же бои показали, что схватки с японцами будут кровопролитным.
И первый же бой стал для старшины первой статьи Н. Голубкова последним. Вот хронология событий, произошедших 9 августа 1945 года. На рассвете подразделения, в составе которых был и Н. Голубков, атаковали маньчжурский город Фуюань, который представлял собой крупный узел сосредоточения хорошо вооруженных японцев. Моряки сошли с плавбатарей на вражеский берег и стали незаметно пробираться к сопке, нашпигованной огневыми точками, то есть превращенной в крепость. 
Моряков японцы заметили и открыли ураганный огонь. Он был настолько плотным, что высокая трава ложилась, как после взмахов сильного и опытного косаря. Моряки упорно шли вперед. Японцы огрызались плотной стеной свинца. На условный сигнал по сопке открыли прицельную стрельбу корабли. Это помогло продвижению вперед, но подавить огневую точку не получилось – капитально устроились самураи. 
Совсем немного оставалось до дзота. Несколько товарищей Н. Голубкова упали – кто раненый, кто убитый. Николай остался один. Бросок, еще бросок. Вот она, проклятая огневая точка, что если забросить дзот гранатами? И он решительно пошел к цели. Один из снарядов корабля чуть не попал в зев огневой точки, но поднял столб мелких камней и пыли. Николай мгновенно воспользовался ситуацией и еще на несколько шагов приблизился к дзоту. Японцы быстро очухались и вновь стали поливать свинцовым дождем. Одна из пуль попала в ногу моряка. Пуля ужалила его в плечо, другая обожгла грудь. С тремя пулями в теле, истекая кровью, Николай Голубков сделал последние шаги к дзоту, размахнулся и бросил гранаты в его амбразуру. Сильный взрыв… Путь к городу свободен.
Смертельно раненного старшину с предосторожностями перенесли на корабль. Он жил еще несколько часов. На боли не жаловался, но слабел на глазах. Спрашивал, как развивается наступление.
За несколько минут до кончины он полушепотом сказал: «Передайте товарищам, напишите жене, что я умираю за любимую Родину».  Звание Героя Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 года посмертно. В бою за Фуюань погибли также краснофлотцы Тюрин и Патрушев. Все вместе они были похоронены в Краснофлотском районе г. Хабаровска. На могиле установлен памятник старшине Голубкову и краснофлотцам Тюрину и Патрушеву.
Песня «День Победы»
  Песня «День Победы»  считается одним из самых главных атрибутов праздника 9 мая ,которая является   одной из самых популярных и востребованных композиций, которые посвящены победе над фашистскими захватчиками. Именно её наличие стало неотъемлемой частью любых торжественных мероприятий, связанных с празднованием победного дня 9 мая. Песня «День Победы» — это уникальное сочетание глубокой преданности и бесконечной любви к своему Отечеству, а также всенародной скорби о тех солдатах, которые мужественно пали на полях битвы. Создали её в 1975 году  молодой  композитор  Давид Тухманов и поэт, ветеран войны,  Владимир Харитонов. 
  Первое появление песни «День Победы» на телевидении состоялось  9 мая 1975 года. Тогда композицию исполнил советский оперный певец Леонид Анатольевич Сметанников, приглашённый на программу «Голубой Огонёк». Хоть публика и с восторгом восприняла это выступление, но песня ещё долгое время продолжала баррикадироваться руководством цензуры. Связано это  было со  многими причинами в том числе, с тем, что в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении. Всенародное признание композиция получила в конце 1975 года. Тогда она впервые прозвучала в прямом эфире на праздновании, посвящённому Дню милиции. Спел её советский певец Лев Валерьянович Лещенко, который и по сей день ассоциируется у публики в виде, пожалуй, главного исполнителя песни «День Победы».
    Пели ее также  Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, ВИА «Лейся, песня». «День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
    В 1975 году композиция «День Победы» действительно обрела всенародную любовь. Но на этом её слава не заканчивается. В 1976 году композиция была использована при создании фильма Леонида Фёдоровича Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Стихотворение Владимира Харитонова настолько органично вписывалось в концепцию фильма, что Леонид Быков даже не рассматривал какого-либо иного варианта, кроме песни «День Победы».
Песня «День Победы» — одна из самых главных в репертуаре Льва Лещенко, и одна из самых любимых среди его слушателей! Как известно, Лев Лещенко недавно излечился  от коронавируса  и снова взялся за творчество.Певец заявил, что записывает новую песню на военную тематику, сообщает «Комсомольская правда». Лещенко отметил, что за последние 45 лет ему не предлагали спеть ни одной достойной песни о Великой Отечественной после выхода знаменитой композиции «День Победы» от композитора Давида Тухманова. Новая песня тоже приурочена к годовщине Великой Отечественной войны и прозвучит уже скоро — в канун 75-летия Победы. Музыку для произведения под названием «Память» написал Рустам Неврединов, а слова — Валерий Парфенов и Олеся Борисова.
Послушаем эту прекрасную композицию, настоящий гимн Победе и пожелаем здоровья и творческих успехов Льву Валерьяновичу!

Песня «Медсестра Анюта»
12 мая отмечается Международный день медицинской сестры  В годы Великой Отечественной войны плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны от страшных, суровых дней 1941 года до весеннего победного мая 1945 года советские медики.  В эти годы на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым. Рабочий день врачей и медсестёр медсанбатов и фронтовых госпиталей нередко длился несколько суток. Бессонные ночи медицинские работники неотступно стояли возле операционных столов,  а кто-то из них вытаскивал на своей спине  поля боя убитых и раненых. Среди медиков было много своих «матросовых», которые, спасая раненых, прикрывали их своими телами от пуль и осколков снарядов. Песенным памятником их подвигу может служить «Медсестра Анюта», написанная весной  1942 года. Простая мелодия и сердечная  манера исполнения под звуки гармони    трогали до слез, она была необычайно популярна в годы войны. Но ее считали фольклорной, имена авторов не были известны и по радио ее не исполняли. Лишь в послевоенные годы ее записал широко известный тогда певец Владимир Нечаев. Первым ее исполнителем был старшина 2-й статьи Викентий Масловский, в сопровождении оркестра Черноморского флота. Песня очень скоро распространилась по всему Причерноморью, хотя и не была записана на грампластинку, не исполнялась на радио. Единственными ее публикациями были сборник «Песни черноморцев», выпущенный в Сухуми, да листовка, отпечатанная небольшим тиражом в том же 1942 году севастопольским Домом офицеров флота. Потому долгое время песня эта считалась фольклорной. Однако у песни есть авторы.
В самом начале войны композитор Юрий Слонов записался добровольцем на фронт и попал на Черноморский флот. Во время героической обороны Севастополя он писал песни и музыку для фронтового оркестра. Как-то раз во время посещения госпиталя он обратил внимание на то, с каким сочувствием, с какой заботой относились медсестры к раненым морякам. И подумал, что морских песен у нас много, но никогда и нигде я не слышал песни о медсестрах. А разве их героизм, их самоотверженный, тяжёлый труд не достойны песни? Ведь кто, как не санитарки и сестры оказывали первую помощь раненым на поле боя, нередко под огнём противника, рискуя жизнью? Это они заботливо ухаживали за ранеными в медсанбатах и госпиталях. О планах написать такую песню композитор рассказал руководителю оркестра лейтенанту Михаилу Французову. Тот вдохновился идеей и написал стихотворение. Слонов вскоре сочинил музыку, и песня была готова.  Скоро она разлетелась по всем фронтам, была известна как среди партизан, так и в глубоком тылу. 
Нам всё дороже любое свидетельство о беспримерном подвиге народа в годы войны, особенно, если оно несет пронзительную правду тех лет. И выражено простыми словами и нехитрой мелодией. Неслучайно сегодня в интернете можно найти ролик, сделанный с любовью и передающий весь драматизм ушедшей эпохи.

Песня «Казаки в Берлине»
     Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине.
  Автор песни – участник Великой Отечественной войны, поэт Цезарь Соломонович Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил в предместье Берлина Карлсхорсте. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.
     ...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и властными движениями, которые ещё более подчеркивали строгость военной формы, её походную простоту.
     «Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги «Друзья-однополчане» (изд. 1973) А.Е. Луковникову, – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
 
     Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
 
     – Давай, конница! Не задерживай!
 
     Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»
 
     Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...»
 
     Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам – Даниилу Яковлевичу и Дмитрию Яковлевичу - бывалому первоконнику. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:
 
                Казаки, казаки!
                Едут, едут по Берлину
                Наши казаки.
 
     Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть, но домой придётся возвращаться пешком, так как метро скоро закрывается. Солодарь приехал – песня была готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва она прозвучала по радио. Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране. Эта песня была и в репертуаре народного артиста СССР Юрия Иосифовича Богатикова, исполнял «Казаков» и народный артист России Дмитрий Александрович Хворостовский, поют её вокально-инструментальные и казачьи ансамбли.
Давайте послушаем эту песню в исполнении Дмитрия Хворостовского!
Песня «Три танкиста».
28 мая в России отмечается День пограничника. В этот день в 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. День пограничника СССР установлен в 1958 году. В современной России День пограничника ‑ 28 мая ‑ установлен указом Президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и её пограничных войск». Давайте сегодня вспомним композицию «Три танкиста», где главными героями являются танкисты, охраняющие границу.
Песня впервые прозвучала в музыкальном  художественном фильме «Трактористы» в 1939 году. В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина и композиторов Дмитрия и Даниила Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев.
Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий». События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и Борис Ласкин, которому было поручено написать песню к фильму. И начали складываться строчки:
 
На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»
 
С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Фильм был восторженно принят советскими зрителями, а песни стали жить своей жизнью: люди укрепились в вере в нерушимость наших границ, каждый танковый экипаж считал, что песня «Три танкиста» о них лично. Будучи широко популярной, песня встретила войну, где пришлась и ко времени, и к месту, став настоящим гимном танковых войск. Так уж случилось, что автор «Трех танкистов» Борис Савельевич Ласкин попал к своим героям, охраняющим Родину на высоких берегах Амура, лишь через тридцать с лишним лет после того, как песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы».
«Приехал я туда с группой писателей, — вспоминал он об этой памятной для него поездке, — выступали во многих местах — у студентов, школьников, на предприятиях, и колхозах. Но самые незабываемые минуты — это те, которые мы провели у пограничников. Представьте, не успел я прочесть и двух строчек — «На границе тучи ходят хмуро», – как раздались аплодисменты. Я увидел радостные и удивленные глаза воинов. Да, да, удивленные, потому что молодым людям казалось, что песня существует неизвестно с каких времен и автора давно уже нет и в помине. А тут вдруг перед ними вот он, живой и невредимый…»
Выступление перед пограничниками прошло успешно. В заключение воины подарили гостям живописное панно. На  нем типично «пограничный» пейзаж: наряд с собакой, пограничный столб, а внизу слова; «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят», давно уже ставшие крылатыми.
 Песня эта прожила долгую жизнь, живет она и сегодня.
Приглашаем  прослушать песню в исполнении очаровательной Ангелины Пиппер.